Вы находитесь здесь: Главная > Статьи > Письмо Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225 “Ответ на обращение о применении отдельных норм статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации”

Письмо Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225 “Ответ на обращение о применении отдельных норм статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о применении отдельных норм статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему (счету) требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности (списание в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (часть 1 статьи 855 ГК РФ)) поступления документов. Статьей 855 ГК РФ установлено 2 вида очередности: очередность по видам платежей и календарная очередность.

При этом, исходя и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации», в ежегодно принимающихся федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается отнесение платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и платежей по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, к одной очереди (третьей), а также подтверждается вышеуказанное правило календарной очередности списания.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 года № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Учитывая изложенное, очередность платежей по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, предшествует платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в порядке календарной очередности поступления поступили раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, или расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, вообще не предъявлялись.

Таким образом, банк не вправе не исполнять платежные документы на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, клиенту, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в порядке календарной очередности поступления поступили раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, или расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, вообще не предъявлялись.

По вопросу № 2.

Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внесены изменения в пункт 4 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившие в силу 01.08.2012. Указанные изменения устанавливают, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения

Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде установлен Положением о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде, утвержденным Банком России 29.12.2010 № 365-П (далее — Положение), которым предусмотрено получение банками (филиалами банков) решений налоговых органов о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика в банке в электронном виде при наличии соглашения с Центральным банком Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно положениям пункта 6 статьи 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

Кодексом не предусмотрена возможность возврата по любым основаниям банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств. Минфин России неоднократно в письмах от 24.08.2011 № 03-02-07/1-303, от 12.02.2010 № 03-02-07/1-58, от 06.03.2008 № 03-02-07/1-87 указывает на отсутствие возможности возврата банком налоговому органу решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Необходимо также учитывать, что в пункте 1 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств на бумажном носителе, утвержденного приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/824@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.12.2006 № 8632) установлено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств и решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, принятое в соответствии со статьей 76 Кодекса, направляются в соответствующий банк на бумажном носителе по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой, при невозможности их направления в банк в электронном виде.

Таким образом, независимо от того, направлено ли решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика — организации и переводов его электронных денежных средств в электронной форме или на бумажном носителе, оно подлежит безусловному исполнению банком, и вернуть его без исполнения банк не вправе. Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса С.Н. Андрющенко

Обзор документа

Разъяснены положения НК РФ в части приостановления операций по счету на основании решения налогового органа.

Сообщается, что оплата труда работников и обязательные платежи, перечисляемые в бюджетную систему России, относятся к одной очереди списания — третьей. Поэтому требования удовлетворяются в порядке календарной очередности, т. е. банк производит списание денежных средств в зависимости от даты поступления расчетных документов. При этом перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ (в порядке очередности) осуществляется даже если документы, предусматривающие такие платежи, не предъявлялись вообще. Правило применяется после погашения задолженности первой и второй очереди.

Также разъясняется, что решения налогового органа о приостановлении операций организации по ее счетам и переводов ее электронных денежных средств (отмене таких мер) направляются в банк в электронной форме. При отсутствии у последнего соответствующего соглашения с ЦБ РФ указанные решения могут передаваться на бумажном носителе. Решения носят обязательный характер независимо от формата их представления. Они не могут возвращаться банком без исполнения.


Источник: ИА «ГАРАНТ»

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.